Компании, которые инвестируют в работу с данными, на 17% более прибыльны'. Это ли не повод понять, насколько полноценно вы используете корпоративную аналитику и насколько можно улучшить принятие решений на основе данных? Сегодня мы с Gartner и Марио поможем разобраться, на какой ступени аналитической зрелости ваша компания находится сейчас, и что нужно сделать, чтобы использовать данные более эффективно.
'По данным исследования DC и Qlik “Данные как новая вода: важность инвестиций в конвейеры данных и аналитики», июнь 2020)
У Gartner есть отличная модель аналитической зрелости компаний (Maturity Model for Data and Analytics). Она показывает, какие этапы технологически и организационно должна пройти компания, чтобы стать по-настоящему data-driven:

Прости, Gartner, но смотреть на таблицу с буллетами скучно, поэтому давайте представим, что вышла игра «Super Mario: Analytics Edition», где нужно пройти 5 уровней, чтобы заработать миллиарды и господство над миром.
Мир 1-1. Миссия «База»

Прохождение уровня осложняется тем, что в отряде Марио пока нет соратников, способных поддержать его в деле построения корпоративной аналитики, и со всеми проблемами ему приходится справляться самостоятельно.
Цели миссии:
- «Потушить» все горящие задачи при помощи Excel и ad-hoc аналитики
- Понять, что так не работает
- Найти соратников из ИТ и бизнеса, которые готовы начинать проект по внедрению BI
Мир 2-1. Миссия «Новые возможности»

Цели миссии:
- Сформировать требования к доступности информации (вместе с ИТ)
- Разработать единый источник данных в компании (на основе BI-платформы)
- Выбрать правильную мотивацию для сотрудников работать с данными и аналитикой
- Начать разрушать организационные барьеры, которые мешают принимать решения на основе данных.
Мир 3-1. Миссия «Системность»

Бонус: подходы Agile ускоряют разработку и получение результатов, а также замедляют хейтеров BI-проекта (да, они все еще есть).
Цели миссии:
- Наладить процесс интеграции новых источников данных
- Создать рабочую программу повышения дата-грамотности для сотрудников
- Увеличить команду «амбассадоров» аналитики – все топ-менеджеры должны поддерживать проект и использовать данные для принятия решений
Мир 4-1. Миссия «Новый мир»

Цели миссии:
- Встроить аналитику во все ключевые бизнес-процессы: данные должны стать топливом для продуктивной работы и инноваций во всех департаментах
- Оценить работу программы повышения дата-грамотности сотрудников и улучшить ее
- Связать инициативы в области данных с бизнес-результатами и ROI
Мир 5-1. Миссия «Полная трансформация»

Главным секретом успешного завершения миссии является использование корпоративной аналитики в качестве своего конкурентного преимущества среди других команд.
Цели миссии:
- Аналитика, управление и видение компании фокусируются на клиенте, а не только на внутренних процессах и эффективности
- Стратегия и исполнение стратегии полностью согласованы и постоянно оптимизируются
- CDO входит в совет директоров компании
Возможно, вы думали, что где-то на втором или третьем уровне Марио начнет использовать Big Data, ну а дальше пустится во все тяжкие – искусственный интеллект, машинное обучение и далее по списку.
В этом и прелесть модели аналитической зрелости от Gartner: она отражает, что новые технологии (такие как ML и AI) интересны и важны, но не стоит забывать об организационной составляющей аналитики в компании. Если вы выстроите только аналитическую инфраструктуру и используете самые продвинутые технологии, не развивая при этом другие важные элементы аналитики (организацию и людей), то BI-проект окажется бесполезным, ведь компания не станет ориентироваться при принятии решений на данные.