Как развитие аналитической культуры помогает бизнесу расти
Правда ли, что data-driven компании прибыльнее и почему?
В компании исправно ведутся бухгалтерские и управленческие учеты, но не только рядовые сотрудники, но и руководители остаются в неведении, в чем причины того или иного положения дел в компании, и чего ждать дальше. Как исправить эту ситуацию, при чем здесь корпоративная аналитическая культура и как ее развитие поможет улучшить показатели компании, разберем в деталях.
Большинство компаний сегодня не способны качественно использовать потенциал данных и уже созданных аналитических решений, а сотрудники по-прежнему полагаются на традиционные механизмы: личный и интуитивный опыт, а также Excel. Мало просто раздать всем аналитические приложения, нужно научить и мотивировать людей с ними работать.
«Последняя миля» при работе с данными – это сотрудники

Исследование «Человеческий фактор в управлении данными» (Human Impact of Data Literacy), проведенное в феврале 2020 года компаниями Qlik и Accenture, подтверждает этот тезис. В рамках исследования опросили более 9.000 сотрудников разного уровня менеджмента из разных стран и выяснили, что 75% менеджеров имеют доступ к аналитическим решения. При этом, лишь 25% менеджеров считают, что используют данные эффективно в своей работе.
Данные о том, как используются данные в компаниях, на основе исследования «Человеческий фактор в управлении данными» (Human Impact of Data Literacy)
Пугающая статистика. И она становится еще более шокирующей с учетом и других показателей исследования:
36% сотрудников избегают работы с данными и ищут альтернативу для решения задач;
48% сотрудников часто прибегает к «интуитивному ощущению» при принятии решений;
74% опрошенных чувствуют себя подавленными при работе с данными.

Представьте, что вы вложили серьезные ресурсы в проект по создания аналитического решения, добились полноценной и достоверной информации, грамотно визуализировали показатели, нужные для принятия решений, но три четверти сотрудников компании просто не готовы работать с данными и аналитикой? Это минимум стагнация для любого бизнеса, особенно в современной бизнес-среде. Поэтому для предпринимателей формирование корпоративной аналитической культуры должно стать целью №1, которая будет поддерживать рост бизнеса.
Как окупаются инициативы по повышению уровня аналитической грамотности?

Согласно исследованию «The Data Literacy Index», проведенному международным проектом Data Literacy Project совместно с Wharton School, повышение дата-грамотности среди сотрудников положительно влияет на валовую маржу, рентабельность активов, собственного капитала и продаж, что в итоге приводит к увеличению стоимости компании на 3-5% по сравнению с организациями, имеющими более низкий уровень дата-грамотности.
А можно на примере?

Давайте рассмотрим простую ситуацию – два менеджера по продажам открывают аналитическое приложение. Назовем их Василий и Петр.
Оба менеджера:
· находят себя в рейтинге продавцов,
· смотрят, сколько им осталось до выполнения плана,
· смотрят, хватит ли объема потенциальных сделок, чтобы выполнить план и получить бонус.
Да-да, это и так понятно, но самое важное, что они сделают дальше:

Василий,
менеджер по продажам,
Дата-грамотность: 3 из 10

«Хватит на сегодня с меня аналитики», - решает Василий и закрывает дэшборд.
Петр,
менеджер по продажам,
Дата-грамотность: 8 из 10

«О, кстати, давно хотел проверить одну идею», - думает Петр и погружается в проверку своих гипотез:
· Выберу топ-10 наших продуктов. Кто из моих клиентов еще их не покупает?
· Наш самый популярный продукт в 70% случаях покупают совместно с другим продуктом. Кто из моих клиентов еще не покупает его?
Ну и посмотрим результаты в конце месяца:
Василий выполнил план продаж на 96% и остался без бонуса.

Компания выполняет план продаж, но начинает терять долю рынка.
Петр выполнил план продаж на 118% и получил бонус.

Компания перевыполняет план продаж и получает системный рост продаж, не зависящий от внешних факторов (например, сезонности), а связанный с грамотным применением данных.
Думаю, не стоит и спрашивать, какого менеджера по продажам вы хотите видеть сотрудником своей компании.
Но предлагаю задуматься над вопросом: «Что нужно сделать вашей компании и вам лично, чтобы вас окружали сотрудники, эффективно и грамотно работающие с данными?»

Как сформировать корпоративную аналитическую культуру?

Чтобы создать аналитическую культуру требуются следующие составляющие:
· Надлежащий образ мыслей.
· Готовность и поддержка руководителя.
· Обученные сотрудники.
· Качество данных.
· Доступность данных внутри компании, между отделами.

Если этот перечень не совпадает с тем, что вы имеете в компании сегодня, то это повод начать работу по корпоративной дата-грамотности с зон, требующих внимания. Путь построения аналитической культуры в компании будет трудным и длинным, но для его преодоления нужно сделать первый шаг, и сделать его именно сейчас. Мы в блоге DataLiteracy.ru будем поддерживать вас, публикуя стратегии по выстраиванию data-driven компании, совершенствованию аналитической корпоративной культуры, техники грамотной работы с данными для каждого специалиста.

Через тернии к звездам дата-грамотности и успешному бизнесу!
P.s. Подписывайтесь на обновления блога в форме ниже:
Присоединяйтесь к нашему сообществу

Подписывайтесь на новости и полезные материалы

проекта DataLiteracyProject,

чтобы оставаться в курсе событий по дата-грамотности