Основы скетчинга
Знакомимся с новой вселенной
Большинство из нас думает, что рисование — для одаренных людей, у которых есть способности к искусству. Но это не так. Сегодня мы посмотрим на то, как и зачем вы можете использовать скетчинг при работе с данными (и не только!). Сделаем свой первый визуальный словарь и потренируемся в абстрактных набросках. История от Novartis — бизнес-кейс сегодняшнего дня.
Почему мы упускаем возможности без скетчинга
Начнем с самого начала. Кого из вас отдельно учили визуальному языку? Это нужный навык даже в школе и университете, ведь умение делать быстрые графические заметки помогает перерабатывать и усваивать новый материал, но нам приходится учиться этому самостоятельно.

У нас много предрассудков о скетчинге. Мы думаем, что умение «рисовать» требует одаренности — скетчинг равносилен искусству и может не подходить нам по характеру. Мы с трудом можем преодолеть эти стереотипы и взять в руку карандаш.
От каких возможностей мы отказываемся, не применяя навыки скетчинга в своей повседневной жизни? Недопонимание в общении при работе в tech-командах из-за слабой визуальной коммуникации, плохого запоминания информации, низкого уровня генерации новых идей…
Мы будем искать способы понимать и обрабатывать большие объемы информации, упрощать концепции этого сложного мира, и быстро передавать свои идеи коллегам и обществу.
Мы хотим исследовать мир вокруг нас, быстро учиться, хорошо запоминать, эффективнее мыслить, достигать успехов в наших рабочих проектах. Для этих задач нам нужны знания и навыки быстрых набросков, прототипирования и визуального представления информации.
Скетчинг в процессе анализа и визуализации данных
Во многих компаниях используются собственные методики разработки и проектирования информационных продуктов. На каждом этапе такого процесса есть возможность применить скетчинг, как для личной эффективности, так и для улучшения всего процесса разработки.
Лотос ДатаЙоги
В этом марафоне мы будем использовать подход, который выработался внутри datayoga и применяется разными компаниями. На его основе, мы покажем те аспекты, в которых можно применить скетчинг и подходы быстрого прототипирования максимально эффективно.

Все начинается с желания получить дашборды…
Красными метками отмечены этапы процесса, на котором можно эффективно использовать скетчинг.
1
На этапе понимания проблем аудитории и постановки задачи:

  • При проведении интервью с заказчиком помогает следить за нитью разговора, а не витать в облаках.
  • Графические образы помогают команде достигать общего мнения благодаря визуальному пониманию проблемы.
  • Скетчи играют роль якоря и не позволяют отвлекаться в процессе размышления над решаемой задачей, позволяя лучше концентрироваться.
  • Перенос фокуса внимания с интерпретации представляемой информации на создание собственных визуальных образов, это значительно улучшает освоение материала.
2
На этапе поиска альтернативных решений и генерации идей:

  • Включение простых средств визуального языка в коллективный процесс мышления дает интенсивный обмен мнениями и повышает уровень взаимопонимания между людьми. Изобретать нечто необыкновенное в обыденных обстоятельствах. Лучше раскрывать природу и смысл продукта, чтобы он эффективнее использовался конечными пользователями.
  • Повышение креативности и творческое мышление во время игровых сессий проектирования дизайна.
  • Быстрый подбор правильных графиков и диаграмм.
3
На этапе формирования конечного композиционного решения и добавления интерактивности для  форм сторителлинга:

  • Скетчи помогают проработать механизмы управления вниманием пользователя благодаря наглядности.
  • ... и выстроить пути пользователя при сценариях решения информационных задач.
  • Лучше один раз увидеть – и зарисовать композиционные решения в разных форматах дашбордов и интерактивных отчетов.
4
На этапе презентации конечной идеи для ее реализации:

  • Наброски помогают кадрировать истории и слайды презентации для лучшего представления конечной идеи дашборда.
Как используют скетчинг в Novartis
Георгий Виноградов
Руководитель направления BI, Novartis
Прототипирование BI отчетов — обязательный этап разработки аналитического проекта, реализация которого позволяет не только сохранить время путем исключения дополнительных итерацией согласования визуального формата отчета, но помогает избежать конфликтных ситуаций между аналитиком и бизнес заказчиком.

Однако, этот этап не является первым. Существует и более ранняя стадия — наблюдение и анализ. Еще до момента, как вы схватитесь за карандаш и начнете рисовать прототип будущего дашборда, рекомендую изучить существующие презентации или даже поучаствовать во встрече, в рамках которой происходит обсуждение проблематики по вашему отчету.
Выполнение такого упражнения поможет вам определить какие KPI важны для конечных пользователей, на какие разрезы данных они обращают наибольшее внимание и как в целом выстраивается дискуссия вокруг данных.
Но все же, зачем нужны скетчи и прототипы?

Практика показывает, что зачастую люди просто не привыкли думать в формате графиков и диаграмм. В связи с чем, наиболее распространенным ответом заказчика на вопрос аналитика в каком формате изобразить данные, будут таблички. В то же время, если предоставить своим пользователям скетчи отчета, то они гораздо охотнее вовлекаются в работу с визуальными формами, чем заставлять их придумывать графики «из головы».
Личный опыт
Некоторым аналитикам удается еще в голове наметить расположение графиков в отчете, но я — из тех, к кому мысли приходят «от руки», т. е. в процессе рисования. Я зачастую даже не знаю как будет выглядеть макет отчета до того, как начну его рисовать.

Мой процесс прототипирования, как правило, состоит из следующих этапов:
1
Наблюдение и анализ
2
Формирование сторителлинга
3
Определение сетки отчета — на этом этапе я придерживаюсь концепции «grid design» (верстка по сетке)
4
Скетчи графиков и диаграмм — мне удобнее делать это на сложенном пополам листе А4 т.к. такой формат, как мне кажется, в наибольшей степени приближен к формату экрана монитора.
5
Сбор обратной связи
Хочу обратить внимание, что несмотря на то, что ваш скетч и является прототипом, он уже на самой ранней своей стадии должен быть выстроен вокруг определенного сторителлинга. Благодаря этому, ваши пользователи смогут предварительно оценить насколько отчет помогает им находить ответы на вопросы, возникающие в ходе их регулярной дискуссии.
Задание: разминка

Во время марафона мы постоянно будем приглашать приглашать вас выполнить разного рода практические упражнения. По мере углубления в процесс разработки визуализации и дашбордов, наши задания будут становиться все более практичными и наполненными деталями финального продукта. Мы будем двигаться от идеи концепта к финальному прототипу интерактивного продукта.

О чем задание
Используем форму ДАДУ-карточек для проведения разминки. 8 карточек на одном листе. Любыми средствами практикуем неотрывное рисование на протяжении 15 секунд.

Наша задача — обращать внимание на то, какой эффект оказывает на нас это упражнение, дает ли нам это спокойствие, расслабления, хотите ли вы продолжать это дальше. Сейчас мы напомним себе, что мы можем рисовать и что это не сложное занятие.
Что нужно сделать
  1. Неотрывно рисуем линию без углов и изломов, которая пересекает себя много раз. Полная свобода: линии любой толщины, любого цвета, перемещение в рамках границы пространства карточки.
  2. Рисуем 2-ю линию на новой карточке, теперь делая постоянные углы, изломы, перемещаясь в новое пространство, пересекая другие линии, может быть экспрессивно.
  3. Составляем композицию из любых базовых геометрических фигур: круг, квадрат, линия, точка, треугольник. Фигуры могут перекрывать друг друга, быть разного масштаба. Композицию придумайте сами. Наша задача — заполнить пространство внутри карточки.
  4. Вспоминаем как выглядят буквы нашего алфавита и цифры, и делаем композицию из букв и цифр. По желанию можно добавить объем для любой фигуры. Попробуйте перевернуть, изменить масштаб, придать фигуре характер, изменив некоторые детали.
  5. Зарисуйте то, что видите перед собой из базовых геометрических фигур, не прорабатывая никакие детали.
  6. Пробуем найти в линиях первых двух карточек знакомые образы и выделить их цветом или штриховкой.
Из этого может получиться отличное развитие не только использования навыка скетчинга для визуализации и анализа данных, но и основа для ежедневного творчества.

Обратите внимание на дополнительные техники которые предлагает БЕРГ ДОДСОН в своей книге «Рисование по воображению» и можете с успехом практиковать этот навык ежедневно, делая слепок самых сильных эмоций своего дня в таком формате, навсегда оставляя визуальный якорь событий жизни в своей памяти.
Задание: визуальный словарь
О чем задание
Выработайте свой стиль передачи информации с помощью скетчей и визуального словаря. Визуальный словарь может состоять из нескольких групп элементов: буллеты, рамки, стрелки и соединители, люди. Нарисуйте свой визуальный алфавит.

Выберите, какие шрифты вы хотите использовать. Выберите основные цвета — или оставьте себе только черный. Используйте базовые элементы рисунка для упрощения задачи: точка, линия, круг, квадрат, треугольник.
Что нужно сделать
Нарисуйте несколько элементов в категориях: шрифт, списки, выделение текста, процесс, люди. Возможно, специфика вашей деятельности предложит вам новые категории.
Учитывая крайнюю простоту визуального словаря, хотим лично познакомиться с теми из вас, кто скажет, что поставленная задача не может быть выполнена или кто не сможет с ней справиться.
Задание: кодировка сообщения
О чем задание
Представьте, что вам нужно передать прочитанное информационное сообщение с помощью визуального языка. Вам в помощь — созданный визуальный словарь из задания выше (можете использовать наш). Подумайте, как бы вы передали такой текст визуально.
СООБЩЕНИЕ:
«Мы начнем использовать средства Фонда национального благосостояния, это в бюджете прописано», — добавил Силуанов.
По его словам, Минфин предусматривает восстановление Резервного фонда в следующем году. Фонд пополнят 623 миллиарда рублей нефтегазовых доходов за 2017 год.
Накануне сообщалось, что Минфин в этом году планирует направить на покрытие дефицита бюджета 1,061 триллиона рублей из Резервного фонда и 663,5 миллиарда рублей из Фонда национального благосостояния.
Что нужно сделать
С помощью подготовленного визуального словаря дудлов передайте смысл сообщения выше.
Важность шрифтов
Мы будем использовать шрифты для того, чтобы четко донести информацию до аудитории и управлять вниманием конечного пользователя.

Какие типы рукописных шрифтов вам нужны, как они работают?
Как научиться писать разными шрифтами? Что помогает освоить этот навык?

Под шрифтами мы понимаем художественное оформление текста средствами графического дизайна. Оно складывается из выбора гарнитуры, размера букв, длины строки, расстояние между строками, пробелы между буквами и между группами букв.
Все эти компоненты можно изменять, воздействуя на восприятие и понимание текста аудитории. Не погружаясь в дебри шрифтового дизайна, предлагаем вам выбрать один из вариантов для написания заголовков, подзаголовков, обычного текста. Эта иерархия позволит вам комбинировать работу с элементами текста размещаемого на графиках диаграммах, управляя внимание аудитории.

Выбор шрифта влияет на читаемость цифр, что особенно важно при работе с большими и насыщенными данными таблицами. А иерархия шрифтов помогает управлять вниманием — наши глаза движутся от больших заголовков в дополнительным подписям, постепенно «сканируя» пространство визуализации.
Изучение гарнитур шрифтов, полного набора букв и символов, выполненных в одном графическом стиле, требует времени и внимания к деталям. Существуют тысячи шрифтов и каждый день появляются новые, поэтому исследование особенностей применения шрифтов приводит нас к погружению в область дизайна. Рекомендуем исследовать возможности гарнитур шрифтов, изучив наши дополнительные материалы.
ИГРАЕМ В ШРИФТЫ
Или как использовать всю мощь шрифтового дизайна для своих дашбордов и интерактивных отчетов

Видео-запись DataYoga+Geeks с разговором про типографику
Приходите в телеграм-чат делиться своими вариантами выполнения заданий и задавать вопросы!
Присоединяйтесь к чату Марафона
Все общение по ходу Марафона будем вести в телеграм-чате @datapomodoro, присоединяйтесь, чтобы не пропускать ничего важного.