Визуальные заметки
Учимся зарисовывать требования
Везет тем командам разработки, у которых есть прямой доступ к заказчику. С ним можно пообщаться, задать все интересующие вопросы, услышать пожелания. Но случается, что такой возможности нет — тогда приходится использовать другие техники фиксации требований к продукту. Сегодня посмотрим на применение скетчинга в процессе формирования требований и общения с заказчиками.
Форматы потребления дашбордов
Ваши информационные продукты начинаются и заканчиваются вашими пользователями. Любой продукт необходимо разрабатывать с учетом целевой аудитории и требований к ее взаимодействию. Ваша целевая аудитория может относиться к одной из четырех категорий: руководители, бизнес-пользователи, аналитики данных, ИТ-пользователи.
Руководителям и аналитикам данных потребуется аналитический или стратегический дашборд, чтобы исследовать тенденции и улучшать бизнес-стратегию.
Бизнес-пользователям и ИТ-специалистам потребуется дашборд операционного типа, чтобы внимательно отслеживать ежедневную производительность и составлять отчеты о бизнес-деятельности.
Частота использования дашборда тоже будет влиять на его адаптацию к аудитории. Например, отчеты, которые используются аналитиками по несколько раз в день, должны быстро открываться. А если целевая аудитория будет просматривать дашборды на бегу, то нужно адаптировать дашборд под мобильные устройства. При этом, мобильные версии дашбордов должны учитывать небольшой размер экрана и нестабильную связь мобильного интернета.

В каком виде сотрудники привыкли потреблять интерактивные отчеты и аналитику?
→ Интерактивный дашборд в BI-инструменте. Сами работают с данными и привыкли просматривать все детали на больших экранах. Целевой дашборд: высоко интерактивный, с большим количеством фильтров.

→ Презентация. Любят, чтобы им подготовили слайды с выводами и аннотациями. Чтобы аналитические выводы уже были готовы и понятны, чтобы не тратить свое время на поиск инсайтов. Целевой дашборд: без интерактивности, вывод всех подписей данных, все диаграммы помещаются на одном экране.

→ Мобильный дашборд. Находятся в постоянных поездках, смотрят данные на маленьких экранах. Целевой дашборд: верстка подстроена под мобильный формат, нет сложных детализированных диаграмм.

→ Email рассылка. Получают много писем, привыкли работать в компании через рассылки, получая оперативные данные в почте. Целевой дашборд: краткие выжимки по основным оперативным показателям.

Как собрать требования к дашборду от заказчика
Как начать сбор требований? Какую информацию вы должны собрать? Какие вопросы задавать? Когда дело доходит до сбора требований для BI-проекта, вы должны попытаться получить информацию для трех категорий:
  • функциональной
  • технической
  • инфраструктурной
Заказчик дашборда определяет функциональные требования будущего продукта. На основе этого, команда формирует технические требования и инфраструктурные.
Важно учитывать возможности аудитории работать с данными, их информационную грамотность и способность понимать используемую терминологию. В зависимости от технической подготовки целевой аудитории, можно будет скорректировать сложность будущего дашборда.
Какие ключевые вопросы вы можете задать вашей аудитории…

  • Каковы главные цели для вашей роли в организации и как использование аналитики помогает вам в их достижении?
  • Как часто вы проверяете показатели?
  • Какие события побуждают вас исследовать данные?
  • Какие данные подталкивают вас немедленно принять меры?
  • Если вы увидите, что это число увеличивается / уменьшается, что вы будете делать дальше?
  • Как бы вы использовали данные, чтобы понять проблему?
  • Какие ошибки или упущенные возможности можно было бы предотвратить, если бы у вас были данные?
  • Какая информация вам нужна ежедневно?
  • С чем вы сравниваете эти числа? (прошлые периоды, средние, другие локации…)
  • Как вы делитесь информацией с другими?

Ориентируйтесь на чеклисты по подготовке и планированию проектов, обращая внимание на индивидуальные особенности вашего заказчика. Не упускайте важных деталей, которые применимы к вам, они могут повлиять на конечный продукт.
Лучше провести несколько этапов тестирования и интервью-сессий, чем пропустить что-то действительно важное.
Прямой контакт с заказчиком не всегда возможен. Но требования к дашборду все равно нужно получить. Если доступного контакта нет и провести полноценное интервью не получается, попытайтесь прочитать требования к продукту из письменных переписок и встреч.

Вы также можете включить диктофон и записать все ответы заказчика на него. Обязательно спросите разрешение на запись. Но главное, объясните, что без четкого ТЗ можно потратить десятки часов на ненужную работу.
Если вы скетчите на слух...
→ Перестаньте думать, просто слушайте
→ Расставляйте приоритеты
→ Используйте телеграфный стиль. Например, если вы слышите «Сегодня мы обсудим пять важных инициатив, которые приведут нашу компанию к успеху», запишите просто: Инициативы
→ Если начинаете всерьез отставать, максимально используйте линии, соединители, рамки и цвет
→ Используйте аббревиатуры и сокращенные фразы — семантография
→ Даже если чувствуете что что-то упустили, двигайтесь дальше
→ Развивайте свой визуальный словарь, придумывайте свои собственные символы и знаки

О более продвинутых и расширенных способах применения визуальных заметок можно ознакомиться в работах САННИ БРАУН и ДЭНА РОЭМА.
Так вы успеете записать все основные пункты со встречи и сделаете фокус на том, что важно сделать именно вам (тут поставлена звездочка)
Как не потерять 40 часов своей жизни
Ким Воронин
Эксперт по визуальным коммуникациям
Все мы знаем, что перед любым проектом, нужно зафиксировать требования. Понять, к какому сроку проект нужно сдать, кто его будет принимать и так далее. В создании информационного продукта существуют такие же законы. Мы о них знаем, но всегда ли соблюдаем?

Я расскажу вам историю про аналитика Олега, который не стал согласовывать требования к дашборду с боссом.
Однажды в понедельник к аналитику Олегу пришел его начальник Иван и дал задание: разработать дашборд по их отделу. Дашборд был нужен, чтобы отчитываться о проделанной работе каждый день и подводить итоги каждую неделю.

Аналитик задал Ивану пару вопросов и приступил к работе. Первым делом Олег открыл сайт с красивыми дашбордами и начал представлять каким красивым и замечательным будет его будущий дашборд. Аналитик вдохновился и тут же сел проектировать своё детище.

Олег был перфекционистом, поэтому решил показать Ивану уже готовый вариант отчета. Всю неделю аналитик загружал данные, выбирал дизайн и настраивал интерактивность. И вот поздним вечером пятницы он отправил свою работу на почту Ивану.
А в понедельник Олега вызвали на ковёр. И не к Ивану, а к топ-менеджеру Борис Борисычу. И полчаса детально рассказывали, почему Олег не прав.
Дашборд пришлось сильно переделать.

А всё потому, что Олег не задал Ивану 4 критически важных вопроса.
Бонусный вопрос. Спросите, как эту информацию узнавали раньше. Как пользователю привычно её потреблять. Можете узнать много важного.
Обычно Олег задаёт эти вопросы. Но в этот раз он поддался очень опасной иллюзии, что итак всё знает. Но как только Борис Борисыч дал ему мотивирующую обратную связь — Олег тут же задал ему все нужные вопросы. И переделал дашборд. Этим результатом начальство уже было довольно.
Помните, что вы — не репрезентативны. Нельзя пускаться во все тяжкие создания информационного продукта без фиксации целей, аудитории и других особенностей.
Личный опыт
Я всегда фиксирую договоренности в документе, который отправляю боссу или заказчику после первого обсуждения будущего отчета. Выглядит этот документ примерно так.
Если в проекте несколько заказчиков или людей, которые должны согласовать ваш отчет — нужно уточнить мнение каждого.

Если этого не сделать — можно потратить даже больше, чем 40 часов жизни впустую. Однажды у Олега был и такой случай, но это совсем другая история.
Финальные советы от Кима
  1. Всегда фиксируйте ТЗ перед началом работы (там всего-то 4 вопроса).
  2. Убедитесь, что вы правильно поняли вашего закачика, попросите согласовать ТЗ.
  3. Не будьте как аналитик Олег, не теряйте 40 часов жизни :)
Задание: «Какие мультфильмы смотрят мои сверстники?»
О чем задание
В современное время трудно представить человека, который не смотрел мультфильм. Мультфильмы это — целый мир.

В задании на сегодня – результаты практического исследования нашего друга – ученика 2 класса московской школы. Автор исследования в своей работе изучает
— какие мультфильмы смотрят учащиеся 2−4 классов, зависит ли это от пола ребенка;
— какие виды мультфильмов больше любят смотреть ребята.
Результаты анкетирования учащихся 2-4 классов
Что нужно сделать
  1. Проанализировать представленные диаграммы.
  2. Предложить несколько скетчей. Как бы вы представили результаты исследования для трех разных целевых аудиторий: Собрание ООН, районная газета ЛУЧ-ИНФОРМ и развлекательный канал 2х2?
Приходите в телеграм-чат делиться своими вариантами выполнения заданий и задавать вопросы!
Присоединяйтесь к чату Марафона
Все общение по ходу Марафона будем вести в телеграм-чате @datapomodoro, присоединяйтесь, чтобы не пропускать ничего важного.