Истории успеха:
Дирекция региональных продаж
«Газпром нефть»
Развитие цифровых навыков
Кейс формирования навыков грамотности данных в Дирекции региональных продаж одной из крупнейших нефтяных компаний страны
Дирекция региональных продаж ПАО «Газпром нефть» (ДРП) управляет сбытом различных видов моторного топлива компании через собственную розничную сеть, состоящую из более чем 1,8 тыс. АЗС и включающую свыше 800 магазинов и кафе, а также через оптовые каналы и сервисы для коммерческих транспортных парков. Кроме того, подразделение отвечает за товаропроводящую сеть, в которую входят нефтебазы, лаборатории и собственный парк бензовозов. В периметре компаний под управлением дирекции работают более 20 тыс. сотрудников, и по численности персонала это примерно треть всей группы «Газпром нефть».

В ДРП аналитические кейсы разрабатываются Центром аналитических решений, в который входят
  • разработчики BI и Big Data,
  • математики-программисты (Data Scientists),
  • системные аналитики и
  • эксперты по управлению данными (Data Governance).
По мере роста количества проектов с использованием комплексных и продвинутых аналитических моделей становится востребованной новая роль бизнес-сотрудников, работающих с данными — Citizen Data Scientist, или гражданский аналитик.

Гражданские аналитики, или Citizen Data Scientist – это специалисты, которые разбираются как в инструментах Data Science, так и в бизнесе, облегчают внедрение результатов аналитики, способствуют цифровизации процессов принятия решений.

Именно таких специалистов можно «вырастить» внутри компании, развивая компетенции, которые относятся к data literacy – грамотности данных. Способность правильно использовать данные имеет важное значение для будущего успеха компаний, придерживающихся подхода data-informed: принятие управленческих решений на основе данных.

Подробнее о модели аналитических компетенций ДРП в видео Ивана Черницына, руководителя Центра аналитических решений Дирекции региональных продаж, ПАО «Газпром нефть» (с 57-ой минуты):
Qlik Day 2019: УСПЕШНАЯ ПРАКТИКА BI: от первого проекта до корпоративного стандарта
Иван Черницын, руководитель Центра Аналитических решений Дирекции региональных продаж
ПАО «Газпром нефть»
Общими компетенциями должны владеть все сотрудники компании, а профессиональными – специалисты с ролью аналитика в своем подразделении.

Появление новых ролей в ДРП подкреплено внутренней образовательной программой. Исторически развивались программы обучения по корпоративным BI-инструментам, прежде всего QlikView, на которых с 2013 года прошли обучение около 1000 сотрудников офисов ДРП. Широкое распространение BI как системного инструмента формирования отчетности способствовало повышению общей культуры работы с данными, росту качества данных и усложнению используемых алгоритмов обработки. В 2018 году стартовали сразу несколько программ по развитию компетенций Data Science: курсы по продвинутой аналитике, языку программирования Python. По мере развития сложных аналитических проектов, в том числе внедрения платформы управления данными, линейка курсов расширяется: проводятся курсы по основам анализа данных, машинному обучению, созданию SQL-запросов, работой с инструментами Data Governance, в частности, корпоративным каталогом данных, бизнес-глоссарием, порталом по поиску данных.
На внутренних курсах по Qlik с 2013 года прошли обучение около 1000 сотрудников офисов ДРП
Татьяна Хорошева
руководитель направления по развитию компетенций в анализе данных ДРП
«Портфель учебных программ включает очные курсы, проводимые в компьютерном классе, дистанционные курсы, доступные коллегам из регионов, а также онлайн-курсы на образовательной платформе Корпоративного университета Газпром Нефти. Курсы образуют уровневую систему: от простого понимания аналитики к применению моделей и инструментов продвинутой аналитики. Уровни обучения соответствуют уровням развития профессиональных компетенций. Все программы внутреннего обучения также привязаны к матрице компетенций»
Обучение является практикоориентированным и включает большое количество кейсов из реальных задач, возникающих в процессе работы. Примечательно, что роль внутреннего тренера выполняют сотрудники, которые являются экспертами в своей области, работают над реальными задачами бизнеса. На внутренние программы может записаться любой сотрудник, последовательно проходя курсы и наращивая свои компетенции в роли гражданского аналитика.

Соответствие внутренних курсов уровневой модели компетенций

В ДРП регулярно проводятся открытые встречи аналитиков (Data Science meetup), на которых разбираются практические задачи из актуальных проектов
В дальнейшем планируется создание системы внутренней добровольной сертификации сотрудников в бизнес-подразделениях по уровням доступа к продвинутым аналитическим инструментам и моделям продвинутой аналитики. Такая система будет стимулировать сотрудников, работающих с данными, развивать профессиональные навыки до роли гражданского аналитика.

Также регулярно проходят открытые встречи аналитиков (Data Science meetup), на которых разбираются практические задачи из актуальных проектов, а также современные методы решения определенных задач. На этих встречах в равной мере выступают и участвуют профессиональные разработчики и аналитики, так и сотрудники бизнес-подразделений.
Иван Черницын
Руководитель Центра аналитических решений, Дирекция региональных продаж, ПАО «Газпром нефть»
Централизованная аналитическая платформа, программы внутреннего обучения и обмена практическим опытом формируют новую корпоративную культуру компании, готовой к изменениям в эпоху цифровизации бизнеса
Иван Черницын
Руководитель Центра аналитических решений, Дирекция региональных продаж, ПАО «Газпром нефть»
Централизованная аналитическая платформа, программы внутреннего обучения и обмена практическим опытом формируют новую корпоративную культуру компании, готовой к изменениям в эпоху цифровизации бизнеса

Другие истории успеха


Узнайте, как с помощью аналитики упростить коммуникации между менеджерами различных уровней

Узнайте, как дважды за 5 лет поменять BI-систему, прийти к демократизации данных и обучить сотрудников грамотной работе с данными

Как увеличить число самостоятельных разработчиков Qlik с 200 до 400 пользователей за полгода

Как вести сложный процесс подготовки проектной документации, подготавливая данные на стороне BI-системы Qlik